Знаменитости

Знаменитости

вторник, 2 февраля 2016 г.

Балерина Сильви Гиллем

Ее называют Мадмуазель. Нет. Главная балерина современности славится тяжелым характером. Она отстаивала перед педагогами право на собственное видение роли. отвергала маститых хореографов, разрывала контракты с лучшими театрами мира. Наконец, отказывалась говорить с журналистами. Ее интервью можно считать драгоценным исключением из правил — но и причина более чем веская. Сильви Гиллем едет в свой прощальный гастрольный тур, одной из остановок в котором будет Москва, где она выступит на Чеховском фестивале с программой "Жизнь продолжается». И ради этого своего последнего появления перед поклонниками балерина решила заговорить. «Понимаю, что были моменты, когда просто билась головой о стену. Возможно, это было недальновидно, но это инстинкт. Я должна была говорить «ист», — смеется мятежная француженка.


В феврале Сильви Гиллем исполнилось пятьдесят, и она до сих пор в великолепной форме. Таких балерин, как Гиллем, Франция больше не знала. Да что там Франция — весь мир. Прыжок, шаг, выворотность стопы, да и рост почти метр восемьдесят — беспрецедентны. Сильви задала новый стандарт балетной красоты: не будь ее, нынешним высокорослым примам Ульяне Лопаткиной и Светлане Захаровой путь на сцену был бы заказан. Но лучшей из лучших она стала благодаря не только своим уникальным данным, но и харизме. Только она умела преобразить академические партии радикальными трактовками так. что они начинали звучать актуально и свежо. А что касается современного танца, то для нее ставили лучшие хореографы планеты — Уильям Форсайт, Морис Бежар, Джером Роббинс: ее талант позволял воплотить их самые смелые идеи. Гиллем была звездой Парижской оперы, Ковент-Гарден, но отовсюду уходила, чтобы блеснуть в той роли и в том театре, где в данный момент считает правильным для себя. «Как в школе: успеваемость — отлично, поведение — неудовлетворительно, И так всю жизнь!» — снова смеется она.


Первым предъявил миру новую звезду Рудольф Нуреев, будучи директором Парижской оперы. В своенравной, замкнутой и жадной до карьеры юной девушке танцовщик узнал себя и после дебюта в «Лебедином озере» возвел девятнадцатилетнюю Сильви в этуали, примы-балерины труппы. В Париже принято, чтобы каждая, даже самая выдающаяся выпускница балетной школы, поступив в театр, прошла все этапы карьерной лестницы, начиная с кордебалета. Гиллем их не прошла, но пролетела за каких-то пару лет. А на последнем рубеже, в ранге первой танцовщицы — солистки, и вовсе пробыла всего пять дней. Вековые традиции Парижской оперы дрогнули: ни одна балерина труппы не поднималась на высшую ступень балетной иерархии так рано.


Сама Гиллем принимает это как должное: «Я много работала и знала, что для меня это самое начало. Это лучший возраст, чтобы делать ошибки. Без Рудольфа Нуреева моя карьера и карьера целого поколения артистов театра сложилась бы совершенно иначе. Он чувствовал наш голод, понимал, что мы не можем терять время, и давал нам танцевать все: и старинные балеты, и авангард. В один вечер — «Раймонду», в другой — хореографию Боба Уилсона».


В нынешнем директоре балета Гранд-опера Бенжамене Мильпье, известном хореографе, муже Натали Портман, французы жаждут разглядеть нового Нуреева. Но Сильви это кажется необоснованным: «Нуреев — это Нуреев. У пего была власть и непререкаемый авторитет. Ему не нужно было суетиться и что-то доказывать. Более смелого и чуткого худрука у Гранд-опера не было. Можно говорить что угодно, но сегодня в труппе нет никого, даже близко похожего на него».


Как нет и похожих на Гиллем балерин. «Спасибо, мне приятно, но, честно говоря, я не слежу за молодыми танцовщицами. На спектаклях бываю крайне редко. Почему? Неинтересно».


Достигнув всех вершин в классическом балете, она с головой ушла в современный. Из несбывшихся партий называет только Татьяну из «Онегина» Джона Кранко. Жалеет ли о чем-то еще? «Нет, — но после секундной паузы добавляет, — хотя да, жалею, что не осознавала важности момента. Премьеры, успех, награды, встречи — все глотала залпом. Торопила время. Сейчас бы прожила их смакуя, наслаждалась бы маленькими глотками, растягивая удовольствие».


Но больше всего ее сейчас, кажется, интересует не прошлое, окутанное блеском славы, и не будущее, покрытое туманом, а кое-что совсем другое — экология. Предыдущее гастрольное турне Сильви Гиллем «6000 миль» прошло под пиратским флагом Общества охраны морской фауны (SSCS), крупнейшей некоммерческой экологической организации.


Она и раньше придерживалась «зеленых» взглядов, например, живя в Лондоне, никогда не имела машины, разъезжала повсюду на велосипеде, но после знакомства с лидером SSCS Полом Уотсоном полностью изменила свою жизнь. Совсем отказалась от мяса и стала веганом. Теперь накормить балерину — большая головная боль для организаторов гастролей. Два года назад в Москве спасением стало кафе Fresh на Большой Дмитровке, откуда в Театр Моссовета, где танцевала Сильви. доставляли салаты с проращенными ростками пшеницы и киноа. «Я не просто спонсирую .экологические организации, я часть команды. Участвую в экспедициях и работаю над своей жизнью, следуя всем заветам зеленых. Это мой моральный выбор, — заявляет балерина. — Я осознала, что ситуация критическая. Если умрет океан, умрем и все мы, и не надо думать, что катастрофа где-то далеко и нас не касается».


В Москве на Чеховском фестивале покажут четыре одноактных балета. «Двое» Уильяма Форсайта — почти классика. В 1987 году англичанин сочинил для двадцатидвухлетней Гиллем дуэт «Там, где висят золотые вишни», он стал манифестом балетного авангарда, и Сильви не мыслит своего прощания со сценой без хореографии Форсайта. Остальные постановки новые — хореографов Рассела Малифанта и Акрама Хана, с ними связаны последние годы ее карьеры. А также соло «Прощай» шведского классика Матса Эка. «Мате знает меня лучше всех. Я попросила его сделать для меня последний спектакль. Не хотела уходить, не станцевав его еще раз».


В финале ее героиня с опаской скользнет со сцены в дверь и смешается с толпой. Куда ведет эта дверь? «В новую жизнь, — с ходу отвечает Гиллем. — Честно говоря, не знаю, какая она — нормальная жизнь? Я видела ее только на каникулах. Можно трактовать этот финал как конец, для меня это — начало».


Любая на ее месте танцевала бы и танцевала, но Сильви не намерена дожидаться, когда тело прикажет ей уйти: «Все мои решения от головы. У меня есть уровень, высокая планка, которую я не могу понижать. В своей жизни я танцевала только то, что хотела. Работала с теми, кого люблю. И я не согласна на меньшее. Хочу уйти на высоте, не дожидаясь, пока тело скажет мне: «Хватит!»


В 2000 году французский Vogue предложил Гиллем съемку с любым из грандов фотографии, но она сказала, что хочет все сделать сама, и запечатлела себя в зеркале танцевальной студии полностью обнаженной. В этих фотографиях пет вызова открытой сексуальности, только античная красота идеальных ног и эротичная стопа с высоченным подъемом. Автопортреты Сильви стали классикой жанра и до сих пор участвуют в фотоэкспозициях по всему миру. В Москве они впервые выставлялись в Мультимедиа Арт Музее, а потом с выставкой Dance in Vogue объездили всю Россию. Этой женщине удается все. за что бы она ни бралась. Ее друг, французский режиссер и актер Гийом Гальенн, мечтает снять ее в своем фильме. «Почему бы нет? Если будет интересный сценарий».


Еще одно доказательство того, что ей подвластно все, — японский язык, который она выучила только для того, чтобы чувствовать себя как дома в гране восходящего солнца. В Японию Гиллем впервые попала в четырнадцать лет с гастролями балетной школы. С тех пор не проходит и года без путешествия на Восток: «Только представьте: вы впервые в жизни садитесь в самолет и высаживаетесь в Токио. Это как полет на Луну! У меня, домашней девочки, был шок. Кимоно, сумасшедшие запахи, свежая рыба, а я-то привыкла к картошке фри. На тех гастролях я впервые узнала и вкус сцены, и любовь публики». Не удивительно, что единственный дизайнер, которому она не изменяет уже много лет, это Иссей Маяке. «Мне нравится, когда в образе есть какая-то привлекающая внимание деталь. Но на этом мои отношения с модой заканчиваются. Я за простую элегантную одежду без ярлыков», — говорит балерина.


После окончания турне она вместе с мужем, французским фотографом Жилем Тали, и собаками переедет в Италию. «Итальянцы — гедонисты. Мне нравится их вкус к жизни, страсть, даже беспорядок. В работе это сложно, но для жизни — то что надо!» — говорит Гиллем. В этой жизни, увы, не нашлось места детям, но это ее сознательный выбор. Когда-то, в молодости, мечтала, но потом, как и многие великие балерины, поняла, что либо профессия, либо материнство.


С юности купавшаяся в славе и всеобщем внимании Гиллем любит бывать наедине с природой, вдали ото всех. Ей нужны пространство и свой собственный сад, и уж если в Швейцарских Альпах, где она проводит все свободное от гастролей время, у нее распустились розы, то в Италии можно ждать оливковый урожай. А еще Сильви, как давно хотела, наконец-то займется айкидо и верховой ездой, встанет на горные лыжи. «Теперь я смогу рисковать своим телом». Как будто вся ее карьера — это не риск! Представить великую балерину на итальянских грядках, пусть даже с черным поясом по айкидо, я не в силах. Она в ответ хохочет: «Не переживайте, я буду очень активна! Не для публики, для себя. Жизнь продолжается. Моя жизнь».


ТЕАТР


ВСТАНЬТЕ В КРУГ главным жанром чеховского фестиваля будет танец - от балета до фламенко.


Танец, еще двадцать лет назад застенчиво появлявшийся на театральных фестивалях, в последнее время захватил Авиньон, Экс-ан-Прованс, Эдинбург, а теперь завоевывает программу крупнейшего российского фестиваля - Чеховского. В расписании смотра, который продлится с мая до конца июля, танец в том или ином виде присутствует в каждом втором спектакле. Пуанты мирно соседствуют с контактной импровизацией, танго («Танго и ночь») с акробатикой, танец-театр с полуэстрадой. Какие-то труппы уже стали завсегдатаями Чеховского фестиваля: как, например, тайваньская компания современного танца Cloud Gate Хваймин Лина или Мария Пахес - одна из лучших сегодня исполнительниц фламенко. Но куда сильнее интригуют новые для Москвы имена - например, испанец Гойо Монтеро, который возглавляет маленький Балет Нюрнберга и готовит там сумасшедшую смесь из классики, модерна, видео и слова. Его труппа покажет балет «Золушка». А из тяжеловесов не пропустите старейшую в Англии модерновую компанию «Рамбер», которая везет постановку «Инала», созданную совместно с Королевским балетом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий