Знаменитости

Знаменитости

вторник, 9 февраля 2016 г.

ЛАРИСА КАДОЧНИКОВА. ЛЮБИМАЯ АКТРИСА ПАРАДЖАНОВА

Из-за подростковой худобы и чрезмерно больших глаз на узком лице ее называли «иностранкой», «француженкой» и еще во время учебы во ВГИКе очень любили снимать операторы. «Был один случай, - рассказывает Лариса Валентиновна. - Из Голливуда приехали два продюсера, которые ищут по миру таланты. Я попала на один такой американский прием. Они увидели меня и предложили подписать контракт на семь лет. А я училась на втором курсе ВГИКа, естественно, мне нужно было спросить разрешение. "Либо вы учитесь здесь, либо подписываете контракт", - сказали мне. Конечно, мне пришлось забыть о Голливуде».


• Ваш путь был в какой-то мере предопределен. Это тот самый случай, когда на роду написана актерская профессия. Мама — известная актриса Нина Алисова, причем великая артистка, игравшая Ларису в «Бесприданнице» по Островскому у режиссера Якова Протазанова. И вас ведь даже назвали в честь Ларисы Огудаловой. И детство у вас, наверное, было киношное, как и у всех актерских детей?


Детство так или иначе было связано с кино. Я родилась в Москве. На Дорогомиловке был кинотеатр «Пионер», и мы, маленькие дети, бегали туда смотреть новые картины. Билет в кинотеатр стоил копейки. Залы были полные, и нам приходилось сидеть на полу. Я помню совершенно удивительную картину «Дама с камелиями» с Гретой Гарбо. Это было такое потрясение! Я плакала навзрыд - так переживала за главную героиню! Вышла из кинотеатра и не могла успокоиться, моим подружкам пришлось вести меня домой под ручку. Позже вышла картина «Тарзан», и мы всем двором отправились в кинотеатр. А потом бегали и вопили как обезьянки, изображая главного героя. В старших классах я продолжала запоем смотреть наши отечественные фильмы. В нашем доме жила актриса Тамара Макарова. Все фильмы с ней я смотрела запоем. Обожала ее и старалась ей подражать -копировала походку, например. И, конечно, моя мама тоже стала безумно популярной, снявшись в «Бесприданнице». Этот фильм шел в кинотеатрах, и мы ходили смотреть его по нескольку раз. Таким образом мы были настоящими поклонниками наших звездных мам.


• Наверное, мама вас и привела в театр и потом в кино?


Что вы! Мама была категорически против моего поступления в театральное училище и во ВГИК. В детстве я была слабенькая, много болела. Отец рано ушел из жизни, и маме пришлось всеми бытовыми вопросами заниматься самой, что было непросто. Мама была постоянно в отъезде, и нас воспитывала бабушка. А нужно было с нами и уроки делать, и готовить нам. Мама прекрасно понимала, что жизнь актрисы должна быть либо такая, как у Макаровой, Ладыниной, когда мужья - режиссеры, а это значит, что без ролей ты не останешься, либо тебя ждет очень сложный путь.


• Помните тот момент, когда решили, что будете артисткой?


Однажды мама повела меня в Большой театр на «Золушку». Когда занавес открылся, я увидела девочку, которая подметала пол. И она приковала меня раз и навсегда. Как она танцевала, как играла! Мама позже мне сказала: «Сегодня ты увидела самую великую русскую балерину и актрису Галину Уланову!» Пойду в балерины, решила я. Мама отвела меня к врачу, и доктор попросил покружиться... Тут же в глазах потемнело, пол ушел из-под ног. «Ваша девочка такая слабенькая, что о балете ей лучше не мечтать», - резюмировал врач. Вопрос о сцене был снят раз и навсегда.


• Но все решил Его величество случай?


Именно так. Моя подруга Таня захотела быть актрисой. Решила подавать документы во все училища. Я решила попробовать поступить вместе с ней за компанию. Раз она может, как же я, дочка Алисовой, не смогу? Тогда одним из лучших считалось Вахтанговское училище. Я подала документы, мне назначили прослушивание. Вышла на сцену, читала стихи и басню. Голоса у меня не было, и я практически прошептала свой монолог. Никто меня даже не услышал... В списке поступивших меня, естественно, не оказалось! Провалилась с треском! Тогда я помчалась во ВГИК. В то время там принимала курс Ольга Ивановна Пыжова. В «Бесприданнице» она играла вместе с моей мамой, исполняла роль матери Ларисы Огудаловой. Ей стало интересно посмотреть, что представляет собой дочь Алисовой. Ольга Ивановна увидела полную противоположность моей мамы: худенькая, нескладная, несчастная, болезненная, с длинным носом, прямыми волосами. Я ей сразу не понравилась. Она попросила меня петь. Я спела романс. Ольга Ивановна и говорит: «Ладно, возьмем ее. Если не подойдет, с первого курса отчислим». Вот так я и начала учиться во ВГИКе, интересно, что сразу нашлись и роли для меня. Играла бедных, больных, несчастных, умирающих. Пыжова меня не отчислила. Так я ВГИК и закончила. Меня любили все операторы, режиссеры еще в годы учебы. Они говорили: «Она же абсолютная иностранка! Француженка!»


• Вы не раз говорили в интервью, что на становление вас как актрисы повлияли встреча и роман с художником Ильей Глазуновым. Вы же встретились с ним еще во время учебы? Сегодня вы любите вспоминать этот период?


Да, люблю. Хотя, думаю, он недоволен, читая это в прессе. Дело в том, что я встретила на пути своего развития, становления настоящего гения - это дорогого стоит. Илья Глазунов проявил такое внимание к моему еще неразвитому внутреннему миру. Он меня ввел в круг совершенно другого уровня - художников, артистов, дипломатов. Он научил меня читать Достоевского, понимать хорошую музыку, сформировал у меня хороший вкус. Я его очень любила, так же как и он. Хотя был женат. Сейчас я вспоминаю это время с огромной благодарностью. У него был невероятно тяжелый характер. Но, по сути, он и сделал из меня настоящую актрису.


• Тем временем ваша творческая судьба складывалась счастливо. После учебы вы сразу попали в «Современник» к Олегу Ефремову?


В «Современник» я попала после окончания ВГИКа. Это была случайность. Судьба, если хотите. Конечно, я ходила в «Современник», смотрела спектакли и была в восторге. Знала, что меня туда никогда не возьмут, ведь я училась во Всероссийском государственном университете кинематографии. То есть я могла работать как актриса кино. Однажды один наш актер из ВГИКа пошел в «Современник» на пробы. Там требовались социальные герои. А у нас с этим парнем был разучен хороший отрывок на двоих. Мы договорились, что нас посмотрят. Если комиссии понравится, его возьмут в «Современник». Нас прослушивали 25 человек. Ефремова не было, но была Галина Волчек. Нас принимали прекрасно! Аплодировали, смеялись, хвалили! Когда закончился показ, Галя Волчек подошла ко мне и предложила: «Лариса, вы хотите работать в "Современнике"?» Я просто подпрыгнула от неожиданности: боже, неужели такое счастье! Конечно, согласилась. Когда приехал Ефремов, ему обо всем сказали, и он также потрясающе меня принял. Но вот мальчика, с которым мы играли этот отрывок, не взяли. Он не подошел. Вот такая судьба.


• И сколько лет вы проработали в театре?


Я проработала в этом замечательном коллективе «Современника» три с половиной года. Увидела настоящий театр, настоящий творческий талантливый коллектив единомышленников, которые любили друг друга, помогали, поддерживали. И там создавались прекрасные спектакли. Туда практически нельзя было попасть! Ночью люди стояли в очередях, чтобы посмотреть «Голого короля» с Евстигнеевым. В этом спектакле я играла принцессу. И если бы не Параджанов, не «Тени забытых предков», я бы никогда не оставила «Современник»...


• Как к вам попал сценарий «Теней...», как состоялась та судьбоносная встреча с Сергеем Параджановым, которая в корне перевернула вашу творческую судьбу?


Я была замужем за оператором Юрием Ильенко. Мы после института сразу же расписались. Он закончил ВГИК, и его распределили на Украину, на Киностудию Довженко. Я работала в «Современнике», была очень занята. И мы очень редко виделись. Муж раз в полгода приезжал с букетом цветов, плакался: «Лариса, ну что же мы живем так далеко друг от друга! Раз в полгода видимся!» Однажды Сергей Параджанов встретил мужа на Студии Довженко на Украине и предложил ему снимать «Тени забытых предков». Он прочел сценарий и увидел, что я смогла бы сыграть главную роль. Конечно, Параджанову про меня он ничего не говорил, просто предложил познакомить с женой. Помню нашу первую встречу с Параджановым. Это было в Москве, мы с мужем шли по улице Горького и увидели, что сидит на черном чемоданчике некий человек в шляпе. Вокруг суетится народ, как всегда в столице, все бегут по своим делам, а человек просто сидит. Это был Сергей Параджанов. Мы подошли. Юра нас познакомил: «Это моя жена Лариса Кадочникова, актриса "Современника"». Параджанов посмотрел на меня и говорит: «Это Маричка!» Он не видел, как я играю, знал обо мне только по рассказам мужа. Конечно, нужно было пробоваться, я поехала в Киев.


• Именно в тот момент вы влюбились в Киев?


Мне так понравился Киев. Красивый, ухоженный, зеленый. Я попробовалась на роль Марички в «Тенях.» и уехала. Опять втянулась в свою работу в театре, совершенно уже не думала о кино. Через какое-то время звонок: «Лариса, вы утверждены!» Но надо было ехать на съемки на целый год в Карпаты. Зимой, летом, весной, в каждом периоде у моей героини были сцены. Я сомневалась, а Юра умолял: «Лариса, мы будем вместе, мы сделаем кино». Мне был 21 год. Хотелось какой-то романтической истории.


• Вы ушли из театра ради кино? Наверное, это было сложное решение. Жалко было покидать «Современник»?


Я вспоминаю как самое великое чудо, что в моей жизни был театр, «Современник». Но на тот момент я и не думала, что оставлю театр навсегда. Пришла к Ефремову с записочкой: мол, разрешите мне поехать, сниматься. И была в полной уверенности, что через год-два вернусь и меня возьмут обратно, я была любимицей в театре. Ефремов эту бумажку подписал и говорит: «Ты можешь уходить! Но на год - это значит навсегда». Он всегда неохотно отпускал артистов сниматься, не любил этого. Подписал бумажку - и на этом все. С тех пор он со мной никогда не разговаривал. Сколько раз мы виделись - ни разу. Он мне этого так и не простил. А я уехала на целый год играть в Карпаты.


• Вы одним махом перевернули страницу «Современника». Настал новый период в вашей жизни. Каким он был?


Это был период счастья, период красоты. Мы жили в месте с уникальной природой, нас окружали доброжелательные люди, удивительный народ с особым колоритом. Для меня, московской девочки, это было что-то новое.


• Скажите, а это правда, что Сергей Параджанов называл вас своей любимой актрисой?


Он очень хорошо ко мне относился. Я считаю у него всего две таких актрисы - это я и Софико Чиаурели. Мы даже чем-то похожи. Мы были обе его музами: одна на Украине, другая в Грузии. И он действительно очень любил меня.


• Вы ведь оставили Москву, свою первую родину, и отправились в Киев, который стал для вас новым домом. Это тоже непростое решение?


Я начала работать на Киностудии Довженко. Но это было другое время. Был Советский Союз. Не было ощущения, что я уехала куда-то навсегда. Мы жили в Киеве, а могли в любой момент поехать в Москву. Созванивались с родными каждый день, мама и брат жили в Москве. В столицу я периодически ездила на пробы. Не было такого отчуждения и разрыва, как это чувствуется сейчас. Было единое государство с прекрасными городами. Никто не заставлял учить украинский язык. Если надо было, педагог помогал мне учить на украинском языке фразы и даже огромные куски текста. Я поступила в театр в Киеве, это был русскоязычный театр. Понимала, что не будет второго «Современника», но я снова была в театре, вернулась на сцену.


• На нескольких международных кинофестивалях фильм «Тени забытых предков» удостоился премий, имя Параджанова приобрело немалую известность. И вы стали знаменитостью?


Я снялась в гениальной картине. Мы получали премию за премией. Более 100 международных наград! Картина имела успех, и я начала с фильмом путешествовать по миру. Увидела Францию, Аргентину, увидела восторженные лица зрителей, увидела поклонение картине Параджанова. Мы вернулись с наградами, и все кругом заговорили о том, что на Студии Довженко создан гениальный фильм. Это вызвало ревность, зависть, возмущение! Как это грузино-армянский режиссер сделал гениальную картину на Украине? Сергей Параджанов оказался в тюрьме... Это все отложило колоссальный отпечаток на всех кинематографистов на Украине. Напряжение витало в воздухе. В один миг все остановилось...


• Роль Марички в «Тенях забытых предков» самая знаковая в вашей творческой биографии?


Эта роль дала мне возможность стать полноправным членом Украины, лицом поэтического украинского кинематографа. Благодаря роли Марички на Украине меня знают и любят. И картина эта уникальна, она не стареет. С каждым годом становится все современнее. Сергей Параджанов вошел в двадцатку лучших режиссеров мира. И на Западе знают эту картину и Параджанова. Но мне дороги и другие мои роли. Очень люблю свою роль в «Белой птице с черной отметиной». Еще одна замечательная роль - у режиссера Артура Войтецкого в телевизионном фильме по рассказу Антона Чехова «История одной любви».


• Сняв красочную кинопоэму «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, ваш супруг оператор Юрий Ильенко ушел в режиссуру. И еще одна важная картина в вашей судьбе «Белая птица с черной отметиной». В фильме сыграл тогда еще никому не известный Богдан Ступка... Иван Миколайчук, с которым мы вместе играли в «Тенях забытых предков», создал этот прекрасный сценарий. Он написал о периоде, когда одна власть сменяла другую. На роль Ореста долго не могли найти подходящего актера. Позже вспомнили, что во Львове есть хороший артист Богдан Ступка. В кино до этого он нигде не играл, это была первая роль. Его пригласили, и он блистательно сыграл Ореста Звонаря. После Богдан Ступка приехал в Киев, поступил в театр и стал ведущим актером. Благодаря этому фильму его стали приглашать сниматься и в российское кино.


• Чем больше всего запомнился фильм «Белая птица с черной отметиной»?


Картину «Белая птица с черной отметиной» прикрывали много раз, там поднимались неудобные вопросы националистического порядка. И она долгое время была в запрещенном состоянии: не выходила на экраны, ее нельзя было показывать. Все боялись взрыва националистического элемента на Украине. Когда ленту приняли, ее отправили на Московский международный фестиваль, и она сразу получила гран-при. Я помню Кремлевский дворец. После показа весь зал встал, было море аплодисментов. Затем картина «Белая птица с черной отметиной» покатилась по свету...


• Вы же прекрасно пишете, выставки ваших живописных и графических работ проходили и в России, и на Украине...


После смерти мужа я практически перестала рисовать. Но был период в жизни, когда я действительно очень этим увлеклась. У меня более 100 картин. И выставки были одна за другой: и в Москве, и в Киеве, собиралась сделать и в Америке выставку, но есть сложности с перевозкой. Живописи я не училась, но профессиональные художники говорят, что мне и не нужно этого делать. Говорят, будешь учиться - будешь правильно рисовать, индивидуальность исчезнет.


• Помните, как впервые взяли в руки карандаш и начали писать картины?


Был период, когда не было работы ни в театре, ни в кино. Это бывает у каждого актера. В это время я рисовала для себя. Однажды мне предложили попробовать сделать иллюстрации для газеты. Они понравились. Тогда я стала брать листы ватмана и рисовала карандашом. День за днем появлялись новые картины. Параджанов однажды увидел мои работы и говорит: «Да ты гений!» Хотя ему ничего не стоило назвать гением кого угодно, ему и правда понравились мои рисунки. Мой папа, Валентин Кадочников, тоже прекрасно рисовал, думаю, этот дар передался мне от него. Когда стала благополучная жизнь, я перешла к цветам, когда была неустойчивость -была графика.


• Лариса Валентиновна, как сейчас складывается ваша творческая судьба?


Продолжаю работать. Играю в Театре русской драмы имени Леси Украинки. И даже недавно задумали сделать антрепризу...

Комментариев нет:

Отправить комментарий