Знаменитости

Знаменитости

вторник, 2 февраля 2016 г.

БИТВА КАСКАДЁРОВ

Каждый специалист в области циркового дела прекрасно знает, что сердцевина любого циркового номера - это трюк, а иногда и каскад трюков. Некоторые трюки настолько необычны, настолько эффектны, что входят в учебники и энциклопедии по цирковому искусству. Вот об одном таком трюке и о человеке, его исполнявшем, я хочу вам рассказать.


Михаил Пластов


Член президиума Российской академии естественных наук, действительный член Академии российской словесности, президент Союза литераторов Европы, кандидат физико-математических наук, действительный член Академии проблем национальной безопасности, профессор, доктор философии.


В течение нескольких лет я трудился в редакции известной газеты «Советский цирк» и знаю не понаслышке, что каждый уникальный трюк - это совокупность возможности невозможного и реальности нереального. Трюки шлифуются годами, десятилетиями, а иногда и столетиями. Как же это получается? Ведь все цирковые артисты, кроме клоунов и дрессировщиков, рано уходят на пенсию. У них тяжёлая, опасная, изнурительная работа, сопряжённая с травмами, большими физическими нагрузками и постоянным контролем над своей артистической формой. Потому что, надо признать, арена любит молодых, но... Но в цирке существует такое необычное явление, как династия. Трюковой опыт переходит из поколения в поколение - от отца к сыну или дочери, от деда к внуку или внучке. Я хочу вам рассказать об одном из самых плодовитых на уникальные трюки человеке, представителе легендарной династии, Мухтарбеке Кантимирове.


Младший сын легендарного осетинского джигита, народного артиста РСФСР Али-Бека Тузаровича Кантемирова, Мухтарбек Алибекович обладал, да и обладает по сей день, уникальными способностями: атлет огромного роста с открытой, какой-то детской улыбкой, человек острого ума и отчаянной храбрости. Мухтарбек Кантемиров благодаря своему артистизму и таланту быстро вышел, как пишет «Цирковая энциклопедия России» в число выдающихся «наездников-солистов». Читаем далее: «В одном из трюков он на полном скаку бросал под купол папаху и ловил её у самой земли. При этом он ещё умудрялся фехтовать двумя шашками.


В 1981 году Мухтарбек покинул арену и возглавил группу каскадёров в «Роскино». А в 1987-м создал конно-спортивный театр «Каскадёр».


В июне 1984 года Мухтарбеку исполнилось 50 лет. На мой вопрос: «Где найти Мухтарбека Алибековича» тогдашний глава Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых номеров и программ, режиссёр Александр Калмыков ответил: «Где ему быть в юбилей. У нас репетиция. Поехали?» И мы отправились в Измайлово.


То, что я увидел на репетиции, поразило меня настолько, что я решил взять «юбилейное интервью».


Под куполом вращалась в трёх плоскостях круглая мишень. Мухтарбек, стоя в седле, делал обратное сальто и в полёте кидал ножи. Три ножа. Ножи входили не просто в «десятку» мишеней. Первый нож вошёл в середину «десятки», второй в рукоять первого, а третий в рукоять второго. Это было нереальное и уму непостижимое действо! Вот тогда я понял, что передо мной был великий мастер.


Однако жизнь наша богаче самого богатого воображения. В 2004 году Мухтарбеку исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем Союз литераторов Европы и Международный наградной союз приняли решение о вручении Мухтарбеку Кантемирову ордена «Серебряный орёл» за высоту творческих свершений. Вручить орден поручили мне. В традиции вручения ордена желательно было присутствие при этом одного из кавалеров награды. Кстати, незадолго до решения о награждении Кантемирова был награждён и журнал «Прорез», который вы держите в руках. Я предложил редактору «Прореза» Сергею Агафошину отправиться со мной к Мухтарбеку Кантемирову в конно-спортивный театр «Каскадёр». Он любезно согласился.


И вот мы, уже после проведения всех торжественных наградных процедур, сидим за праздничным столом с близкими юбиляра и почётными гостями.


Среди них был и знаменитый голливудский каскадёр. Вот только имя не припомню... Должен извиниться перед читателем, но спросить было тогда как-то неудобно. То ли это был Якима Канут - единственный обладатель «Оскара» среди каскадёров, то ли Дженни Эспер - академик Международной академии трюков...


Тем более что последующие события свели моё любопытство на нет. И вот почему. За столом я увлечённо рассказывал о той давней репетиции, так поразившей меня. И тут вдруг...


- А что, устроим международный турнир?! - предложил американец.


- Устроим,- благодушно ответил Мухтарбек. И вот мы уже в спортивном зале театра «Каскадёр».


Американец прицелился и кинул нож в мишень. Попал точно в «десятку». Мухтарбек, стоя спиной к мишени, каким-то неуловимым движением метнул нож из-за спины. И нож воткнулся точно в рукоять ножа американца! Что тут сказать... Высший класс!!!


- У тебя особый нож? - спросил американец.


- Да нет,- ответил Мухтарбек, обычный. Просто 50 лет тренировался...


Сейчас, в 2014 году, Мухтарбеку Алибековичу исполнилось 80 лет, но почему-то я уверен, что его рука по-прежнему тверда, а каждый его трюк рекордный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий