Знаменитости

Знаменитости

среда, 3 февраля 2016 г.

Чайковский и Италия: куда его «тянуло неудержимо»...

Мало какой композитор, даже из первого ряда признанных классиков, не отметился во всех музыкальных жанрах так ярко и плодовито, как наш соотечественник Петр Ильич Чайковский (1840-1893). В отличие от других выдающихся композиторов, Чайковский не имел узкой специализации. Сочинял он балеты и простенькие романсы для домашнего музицирования, симфонии, инструментальные концерты и почти неизвестную сейчас духовную музыку. Был преподавателем и автором учебников. А оперы, уже полтора столетия украшающие сцены лучших театров мира? Всего их было десять, и «Евгений Онегин» - единственная русская опера из первой двадцатки мировых оперных хитов. Заметим, что не самая высокая исполняемость русских опер обусловлена не их качеством, а трудностями с русским языком. А вот балетный Олимп прочно занимают все три произведения, созданные композитором: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», - благо язык танца универсален.


Необыкновенную чувствительность, доходящую до ранимости, Чайковский унаследовал от отца, музыкальность - от матушки. А первое музыкальное впечатление ребенок получил от механического пианино, игравшего мелодии из «Дон Жуана» Моцарта. В 1850 году Чайковские всей большой семьей перебираются с Урала в Петербург -детям необходимо хорошее образование. Иначе они, скромного звания, только в третьем поколении дворяне, не смогли бы занять приемлемое положение в обществе. В 1852 году отрок Петр Чайковский поступает в Императорское училище правоведения, где в качестве факультатива обучают музыке, а когда будущему светилу исполняется шестнадцать, в его жизни появляется некий Луиджи Пиччоли, весьма популярный на тот момент итальянский музыкант и, как считалось, лучший в Северной столице вокальный педагог. Потом учителем музыки Чайковского стал обрусевший немец, пианист Рудольф Кюндингер, но неаполитанец Пиччоли, хоть и был человеком странным, не отличавшимся хорошими манерами, будучи истовым поклонником Верди и Россини, привил своему ученику любовь к итальянской музыке. Эту любовь композитор пронес через всю свою не очень длинную жизнь, а вот немецкая музыка на Чайковского особого влияния не оказала. Как же обожаемый им австриец Моцарт, спросите вы? Но ведь и того называли «итальянцем», и самые известные его оперы исполняются на итальянском языке.


Итальянская тема в творчестве Чайковского, со временем бросившего государственную службу и целиком предавшегося творчеству, проявляется уже в первых крупных симфонических произведениях на классические темы: во-первых, это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», написанная в 1868 году. Считается, что Петр Ильич хотел написать на этот сюжет целую оперу - существует дуэт Ромео и Джульетты, но почему-то не сложилось... А потом наступают 70-е годы - самый расцвет творчества композитора. Как из рога изобилия сыплются шедевры -Вторая и Третья симфонии, Первый фортепьянный концерт - предмет тайного вожделения всех обитателей нашей планеты, садящихся за этот инструмент. Пишется и полная скрытой боли симфоническая фантазия «Франческа да Римини» на сюжет из Пятой песни первой части («Ад») «Божественной комедии» Данте Алигьери. У Чайковского также был замысел написать оперу на этот сюжет, но опять не получилось. Жаль! Композитор так и не создал оперу на итальянском материале, но тогда его «Франческа» была встречена с восторгом - и в Москве, и в Петербурге.


...Чайковский уже признан взошедшим музыкальным светилом, что не освобождает его от необходимости зарабатывать на жизнь преподаванием и музыкальной критикой. Да и сложности в личной жизни, сплетни относительно его образа жизни... Словом, талант, признание, слава не освобождают его от житейских хлопот и душевных терзаний. Но место, где он был безоговорочно счастлив - это Италия.


Ездить за рубеж Чайковский начал еще в юности, до начала своей музыкальной карьеры. Впервые он отправился в заграничную поездку в качестве переводчика одного важного чиновника и посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж. В Италию он попал уже известным композитором, в 1871 году. Это была вторая поездка, можно сказать, творческо-туристическая, совершенная по приглашению и на средства его ученика Владимира Шиловского (1852-1893), талантливого, но болезненного юноши, происходившего из семьи помещика Тамбовской губернии. Вместе они посетили Ниццу, Геную, Венецию и через Вену вернулись в Россию. В Ницце Чайковский написал две фортепьянные пьесы, посвятив их своему любимцу.


Если позволяло напряженное расписание и обстоятельства, Чайковский обязательно приезжал в Италию. И оставался там столько, сколько было возможно. Так было в июле 1873 года, когда он со своим издателем П. И. Юргенсоном побывал в Швейцарии и направился в Париж через Италию, хотя каждому понятно, что это был не самый короткий путь.


14 апреля 1874 года композитор отправился в Италию по заданию газеты «Русские ведомости», чтобы осветить миланскую постановку оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Премьеру отложили, и композитор провел две блаженные недели, гуляя по Венеции, Риму, Неаполю и Флоренции. Тот, кто побывал в Италии весной, может его понять...


В октябре 1877 года, находясь в окрестностях Женевы, где он пытался как-то отойти от последствий своей неудачной женитьбы, Чайковский пишет своей благодетельнице Надежде фон Мекк: «Я здесь останусь до тех пор, пока получу благодаря Вам возможность уехать в Италию, куда меня тянет неудержимо». В начале ноября такая возможность представилась, и Чайковский вместе с братом Анатолием отправляются через Париж во Флоренцию, затем в Рим и Венецию. Находясь в этой поездке, композитор остановился в Санремо, где, обретя душевное равновесие, смог взяться за окончание оперы «Евгений Онегин». Вернулся он на родину только в апреле следующего года. В середине ноября 1878 года Чайковский снова в Италии - он на месяц поселился во Флоренции, недалеко от виллы банкира Оппенгейма, в которой некоторое время жила Н.Ф. фон Мекк. Зиму 1879 года композитор тоже проводит в Италии, в Риме, и благодаря этому периоду появилось «Итальянское каприччо», симфоническая пьеса, в целом законченная 5 февраля 1880 года.


Может быть, чувствительному, постоянно рефлексирующему композитору на родине не хватало именно итальянской непосредственности в выражении чувств? Прекрасными мелодиями Россия не обделена, но вот «веселием»...


У российской публики фантазия вызвала неподдельный восторг. А вот профессиональная критика обвинила Чайковский чуть ли ни в художественной безвкусице и неразборчивости в подборе материала, предсказав «Итальянскому каприччо» судьбу красивой безделушки, исполняемой для прогуливающейся по саду публики... Время все расставило по местам, «Каприччо» признано шедевром, а впечатления от наблюдаемого в Италии дало еще один результат.


Будучи во Флоренции, Чайковский услыхал уличного певца, мальчика Витторио, певшего «взрослую» любовную песню. Задумавшись о недостатке музыкальных произведений для детей, композитор создал «Детский альбом», сборник фортепьянных пьес.


Пожалуй, самым плодотворным из итальянских периодов Чайковского стало его пребывание во Флоренции в 1890 году, когда он, будучи нарасхват как дирижер своих и чужих произведений, отказывается от многочисленных приглашении во Францию, Германию и Швейцарию и 19 января приступает к сочинению оперы на сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. Поселился композитор в гостинице «Вашингтон», на набережной Веспуччи, 8. Работа шла необыкновенно быстро и легко, композитор на ходу редактировал либретто, созданное его братом Модестом. Перт Ильич даже дописывал стихотворный текст, хотя стихи он писал нечасто, но вот во Флоренции такое с ним случалось неоднократно. К 6 апреля был завершен клавир оперы, к 8 июня - ее партитура. Учитывая объем музыкального материала - 3 действия, 7 картин - это весьма внушительная работа.


По характеру «Пиковая дама» - вряд ли самая русская опера. Ее мрачноватый, роковой колорит ближе к произведениям Дж. Верди, таким, как «Сила судьбы» и «Дон Карлос», где печальный конец главных героев предопределен трагическим стечением обстоятельств. В эту же поездку Чайковский написал еще и камерный секстет, посвятив его самому любимому из зарубежных городов -Флоренции. Но этот визит на берега Арно был последним.


Любовь Чайковского к Флоренции была взаимной. Здесь его, как нигде, осеняло творческое вдохновение, и русского композитора здесь ценят, помня о его частых визитах. На виа Сан-Леонардо, на вилле Бончани, в доме, который выбрала для проживания композитора его покровительница Надежда фон Мекк, висит мемориальная доска с цветистой, на чисто итальянский манер, надписью: «На этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский, который, прибыв к нежным тосканским холмам с просторной русской равнины, претворил бессмертные гармонии обоих краев».


Отметим, что много путешествуя по миру, Чайковский, как истинно русский человек, мучился от ностальгии... В Америке, где его носили на руках, в Англии, где ему присвоили степень почетного доктора Кембриджского университета, в других странах, где он перезнакомился практически со всеми выдающимися коллегами-композиторами своего времени, он тосковал о родине.


Везде, кроме Италии... Здесь он чувствовал себя как дома.


Но странно ли это? Наверное, нет. Ведь Италия - это родина музыки и отчий дом всех музыкантов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий