Знаменитости

Знаменитости

среда, 3 февраля 2016 г.

Денис МАЦУЕВ

Горячие клавиши


Знаменитый пианист и неизменный участник фестиваля искусств «Черешневый лес» Денис МАЦУЕВ - о музыке, магии и футболе.


Фамилия Мацуева известна даже тем, кто далек от классической музыки. Он один из немногих, кто делает классику понятной: за счет темперамента, недюжинной харизмы и искреннего желания донести шедевры мировой музыки до как можно большего числа людей. Вы впервые подошли к пианино в три года... ...и сыграл одним пальцем мелодию «Прогноза погоды» из программы «Время». И тут родители поняли, что мальчик попал... (Улыбается) В хорошем смысле слова. Они у меня мудрые люди и сами блистательные педагоги — я рос в атмосфере, пропитанной музыкой, но если бы они не увидели во мне таланта, то не позволили бы заниматься музыкой профессионально. В советское время едва ли не каждый ребенок ходил в музыкальную школу и имел дома пианино. Это было недешевое удовольствие — занятия, как сейчас помню, стоили 23 рубля в месяц. Но замечательная традиция сохранялась, и даже если ребенок не шел по музыкальной линии дальше, он обогащался духовно на всю жизнь. У классических музыкантов существует своя тусовка, вы общаетесь вне сцены?


Безусловно, есть знаменитые фестивали в Зальцбурге, Лондоне, Петербурге, куда съезжаются выдающиеся музыканты. Мы общаемся друг с другом — и это всегда уникальная атмосфера с чувством юмора. Играем в футбол — у нас своя команда. Обожаем баню. Я уже давно говорю, что фестиваль «Звезды на Байкале» надо переименовать в «Звезды в Байкале». (Улыбается.) У меня есть ритуал — кто бы ни приехал, будь то Гергиев или Спиваков, сначала мы идем в баню, а потом я каждого окунаю в Байкал. Температура воды там не поднимается выше 8 градусов. И еще ни одна звезда не заболела! А, скажем, с моделью классический музыкант может встречаться? Или это удел рок-звезд? (смеется). А вы считаете, тут есть противоречие? Не поддавайтесь стереотипам — и среди моделей бывают образованные, начитанные и в хорошем смысле хитрые девушки. Вы слушаете что-то, кроме классики? Я поклонник старого рока — Deep Purple, Pink Floyd, Queen, люблю Стинга, французскую эстраду и особенно советскую. Это был глубочайший жанр, который, к сожалению, умер еще раньше Советского Союза. Одна песня училась и проживалась год! Поэтому каждая мелодия становилась шедевром. О шоу-бизнесе даже говорить не хочу, сразу начинаю заводиться. Считаю, что последние годы нас кормили отравой, не имеющей к музыке ни малейшего отношения. Но, к счастью, люди стали разбираться. Из 220 концертов в год 60 я даю в России, и залы всегда переполнены. Как вы восстанавливаетесь, выходя на сцену почти каждый день и играя так, что рояли порой не выдерживают? Пласидо Доминго однажды сказал мне: «Искусства без страсти не бывает». Да, каждый концерт — это минимум три потерянных килограмма, доказано. Безусловно, это огромная отдача. Но сцена — магическое место, которое лечит, заряжает и действует чудотворно на всех, кто на ней находится. Недавно я летел 23 часа в Австралию, и так получилось, что приземлился за час двадцать до выхода на сцену. Зал на 3000 человек, билеты раскуплены за много месяцев, и никого не волнует, что у тебя атрофированы мышцы. Но тут включается какое-то волшебство — и ты чувствуешь драйв, сон как рукой снимает. Когда у меня спрашивают, где бы я хотел оказаться через 20 лет, я всегда отвечаю: «На сцене». Это самое большое счастье, мой дом, мой стиль, уникальное состояние, которое помогает жить и творить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий