Знаменитости

Знаменитости

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Амар Натх Сехгал. Художник-филантроп

Амар Натх Сехгал — всемирно признанный скульптор, один из наиболее плодовитых художников в мире. По складу характера он философ, наделен к тому же впечатлительностью поэта, восприимчивостью художника и самоуважением ремесленника.


Он родился в Кампбеллпуре (Пенджаб, ныне — на территории Пакистана) и был свидетелем трагического раздела Индии в 1947 году. Смятение, которое он пережил тогда, было столь велико, вспоминает Сехгал, «что я уже никогда не мог быть безразличным к боли и страданиям своего народа». Потрясение, перенесенное в связи с этим событием, он выразил в монументальной скульптуре «Крик страдания», установленной неподалеку от Берлинской стены в 1974 году. Работа была удостоена самой высокой похвалы со стороны не только художественных критиков, но и таких политических деятелей, как Вилли Брандт.


Среди поклонников его таланта были и есть такие выдающиеся личности, как Индира Ганди, Андре Мальро, а также бывший президент Соединенных Штатов Джимми Картер, который лично принимал от Сехгала в дар для коллекции Белого дома его «Покорение Луны». Скульптура «Узник», установленная в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, стала призывом мастера к освобождению всех политических заключенных; ее открыл в 1986 году Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр. В 1989 году скульптор стал лауреатом Премии мира ООН.


Все это свидетельствует о том, что Сехгал «ведет страстную и бескорыстную борьбу за социальную справедливость и уважение человеческого достоинства», и это снискало ему репутацию решительного противника апартеида и искреннего сторонника Нельсона Манделы. К четырем его наиболее известным монументальным скульптурам, посвященным научным достижениям, относятся «Покорение космоса», установленная в Вашингтоне, и «В неизвестный космос» — в Москве.


Помимо престижных монументальных произведений Сехгал создал огромное множество прекрасных рисунков и графических работ, немало скульптурных произведений на различные темы, а также гобеленов. В свое творчество и понимание сегодняшнего дня


Сехгал привнес врожденную тонкую проницательность, унаследованную от предков, населявших нашу древнюю землю; он использует искусство для выражения своей души, своей индивидуальности. «Нью-Йорк тайме» как-то раз написала: «Сехгал черпает вдохновение в индийской литературе». А председатель Ассоциации художественных критиков в Париже Раймон Конья писал в «Фигаро»: «В творчестве Сехгала нашли отражение самые современные тенденции, но он не забыл о своих корнях. Его искусство отражает социальные, духовные и эстетические проблемы, которые мучают его. Он великий художник, поэтому его искусство так волнует и задевает за живое».


Сехгал работал с разным материалом — гипсом, терракотой, деревом, камнем, бронзой, стекловолокном, а теперь и с золотом. Его последние работы выполнены в золоте; скромными размерами они, конечно, уступают его монументальным произведениям, но их отличает подлинная глубина замысла. Его работы — не только попытка воплотить современные тенденции в современной скульптуре, но и отражение острых гуманитарных проблем, стоящих сегодня перед всем человечеством. Его произведения — олицетворение всесилия формы, которая дает огромные выразительные возможности и служит воплощением его замыслов.


Художник или скульптор преследует прежде всего, а быть может только, эстетические цели. Работы Сехгал а бесспорно эстетические артефакты, так как они адекватно передают его подлинные мысли и чувства и служат мостиком, соединяющим художника со зрителем. Сехгал преследует особую эстетическую цель, которую можно охарактеризовать как стремление рассказывать и убеждать, средствами скульптуры выражать свои мысли и чувства, важные для него как для человека. Именно потому, что его творчество — о людях и для людей, оно понятно им, трогает и волнует их. Оно не имеет ничего общего с абстракционизмом XX века, где цели и выразительные средства чересчур замкнуты в себе, что затрудняет понимание таких произведений широкой публикой. В своих монументальных произведениях, таких, как «Крик страдания», и в многочисленных работах последнего времени, посвященных теме горя, голода, насилия и войн, Сехгал размышляет о том, почему с таким неутомимым упорством одни люди вершат жесточайшие злодеяния над другими.


Красивым и благородным поступком по отношению к своим коллегам из стран «третьего мира» стало учреждение Сехгалом творческого фонда, который расположен в Люксембурге. Фонд будет помогать художникам из развивающихся стран и поощрять их на поиски своего пути в искусстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий