В конце октября в Туле прошел фестиваль комедийного кино «Улыбнись, Россия!». Его девиз, как и в прошлом году, - «Смех - это человеколюбие». Бессменный президент фестиваля - Алла Ильинична Сурикова. В этом году в Туле можно было увидеть новый фильм известного режиссера «Полный вперед!». О долгожданной премьере и о работе фестиваля Алла Ильинична рассказала в интервью.
• Алла Ильинична, на фестивале «Улыбнись, Россия!» мы увидели ваш новый фильм, семейную комедию «Полный вперед!» с Николаем Фоменко, Оскаром Кучерой и Даниэлой Стоянович в главных ролях. Для многих это долгожданная премьера. Мне вчера позвонила Даниэла. Она, наконец, посмотрела наше кино на фестивале в Питере: «Взрослые радовались, дети хохотали, мне было очень счастливо - фильм понравился». Вот так фильм и «выходит» - то на одном фестивале, то на другом... В прокате его нет. И пока неизвестно. Ждем и надеемся... Везде, где смотрели «Полный вперед!», спрашивали, когда выйдет.
• Это правда, что «Полный вперед!» уже побывал на нескольких фестивалях и даже получил награды?
Да. Фильм получил гран-при в Ульяновске, главный приз в Иркутске, а также награду там получил мальчик, исполнитель одной из главных ролей. На фестивале «Московская премьера» в этом году мы получили приз зрительских симпатий. Один из призов лента взяла недавно в Болгарии на фестивале «Алые паруса». Фестивальная судьба у картины складывается весьма успешно. Думаю, здесь, на фестивале «Улыбнись, Россия!» в Туле, мы также могли претендовать на награды, но я как президент запретила картине участвовать в конкурсе.
• В этом году в конкурсе фестиваля «Улыбнись, Россия!» сразу несколько сильных детских кинолент. Расскажите подробнее о детском конкурсе.
Мы хотим показать как можно больше детских фильмов, потому что неизвестно, как потом сложится их прокатная судьба и сложится ли она вообще. Кто знает, дойдут ли они до зрителя? Вообще-то я считаю, что детское кино не должно конкурировать друг с другом. Сделал режиссер детское кино -уже надо поддерживать. Сразу. А сделал в качестве дебюта кино для детей - надо давать даже не приз, а премию «За отвагу». Поэтому на закрытии фестиваля мы поддержали студию «Вертикаль», которая представила сразу два прелестных детских фильма, практически два дебюта, чтобы студия не бросала эту идею - делать детское кино! Тем более что руководит этой студией Станислав Говорухин.
• После выхода киноленты «Полный вперед!» собираетесь ли вы что-то еще снимать?
У меня сейчас лежат сразу два сценария. Один называется «Как правильно встречать Новый год». Это телемувик, ироническая мелодрама о семейных отношениях. Второй сценарий, на который уже куплены права, называется «Любовь и сакс». С этой историей мы даже успели запуститься, но возникли финансовые трудности у инвестора. Трудности возникли, а надежда осталась. Это также семейная ироническая мелодрама, однако музыкальная! Но этот сценарий не обещает быть чернухой, желтухой и краснухой. А потому он на периферии интересов кинопродюсеров. Он скорее обещает фильм в духе хорошего советского кино. А время такого кино пока еще, как это ни парадоксально звучит, не пришло. Рано или поздно время хорошего кино с внятно рассказанной историей, кино для людей, с добрым началом придет. Но сегодня выросли дети, которые воспитаны на клипах, и у них вместо вечерней сказки была телереклама. И это они сегодня основные потребители кинозрелища. Кино категории 16+ делается для них. Что-нибудь страшненькое и динамичненькое, что-нибудь голенькое и с матерком. И чтобы каждые две секунды картинка менялась. А в это время можно хрустеть попкорном. Надо пережить этот период клипового мышления. На мой взгляд, это временное явление. Хочется верить.
• Вы считаете, что в нашем кино что-то должно поменяться в ближайшее время?
Я думаю, люди захотят смотреть истории любви, истории человеческих взаимоотношений. Не только будет востребован так называемый монтаж аттракционов в духе «ударил - упал - заплакал - откусил голову - женился». Например, на этом фестивале прошла картина «Слепые свидания». Она снята в лучших традициях грузинского советского кино. Это очень хорошее кино. И хотя на комедийном фестивале не все зрители были ее поклонниками, но те, кому она предназначалась, оценили ее по-настоящему. Время хорошего кино еще придет. «Жаль только жить в эту пору прекрасную».
• Почему именно комедию вы выбрали тем жанром, над которым работаете на протяжении всей своей творческой биографии?
Не я выбрала комедию, она выбрала меня. В нашей семье всегда все конфликты решались с помощью улыбки, с помощью смеха. Моя бабушка любила анекдоты. Ее сыновья рассказывали их потрясающе. Мой папа, инженер, и его брат, актер, были людьми с отменным чувством юмора. В семье все проблемы и семейные разборки всегда разрешались с помощью шутки. Есть такая наука - гелатология, наука о смехе. Она утверждает: смех лечит. Ученые в это поверили недавно, а Библия утверждает это давно. Боюсь сказать с точностью до запятой, но в Библии это звучит примерно так: веселое сердце полезно, как врачевание, а унылый дух сушит кости. Недаром около людей, которые умеют шутить, всегда собирается много народа! Все хотят смеяться, улыбаться! Комедия - очень сложный жанр, делать ее намного сложнее, че м драму или трагедию. Заставить людей смеяться труднее, чем плакать. Но комедия - это и самый важный жанр. Это очень благородно - дарить людям улыбку и смех. Смех повышает настроение, он остается в душе, в результате человек становится не только счастливее, но и здоровее. Так что я, считай, всю жизнь занимаюсь оздоровлением общества!
• Но шутить ведь тоже надо уметь. Многие не понимают анекдотов без крепкого словца, например. Кому-то кажется обоснованным и применение мата в фильмах. А ваши картины когда-нибудь подвергались цензуре?
Я сама подвергала свои картины своей собственной цензуре. Если там появлялась необходимость мата, я придумывала, как можно его заменить. Например, в картине «Чокнутые» по сюжету дерутся два русских мужика. Дерутся с помощью граблей, корзин и лопат. Как тут обойтись без крепкого словца? Они выражаются сурово и по-русски! Но любой мат можно всегда заменить эвфемизмами. Так, мною были придуманы выражения «ломаный рог», «ты на кривой козе через плетень в дождливую погоду» и другие. Не нужно мата, зрители и так сразу понимают, что разговор идет на повышенных тонах. Ничего добавлять не нужно. А в картине «Полный вперед!» мы придумали новое слово «квадрилифтинг», который потом стал «квадрилаптингом», а затем трансформировался в «кудрилаптинг». Это выражение могло означать все, что угодно! «Ну, вот тебе и кудрилаптинг!» - восклицает герой, и все понятно. Можно и нужно заменять нецензурную брань, это правильно и честно. Особенно по отношению к подрастающему поколению. Я хочу, чтобы мне не стыдно было мое кино показывать внукам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий